Понятие «зерновые культуры» объединяет ряд растений,
преимущественно злаковых, представляющих особую ценность в качестве продукта питания человека, корма
сельскохозяйственных животных, сырья для некоторых видов производства. Самыми массовыми культурами
являются:
- пшеница – ведущая хлебная и кормовая культура, до 45 % общего объема зерновых;
- рожь – хлебная культура, средство для производства крахмала и спирта;
- овес – используется для производства овсяной крупы и муки, комбикормов;
- ячмень – средство пивоваренной промышленности и ценнейшая кормовая культура;
- просо – основа пшенной каши, иногда используется для производства муки;
- кукуруза – продукт питания человека, может воплощаться в различных формах;
- гречиха – основа гречневой крупы и муки, иногда применяется в медицине.
Такая востребованность зерновых культур в самых различных отраслях
народного хозяйства формирует необходимость качественного транспортного обеспечения цикла их
первичной обработки. В качестве груза зерновые имеют некоторые особенности:
- сыпучесть;
- большие объемы перевозки;относительно малая удельная масса груза;
- желательность механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- способность терять товарные свойства при нарушении условий перевозки (вплоть до самовозгорания).
Вышеперечисленные факторы сформировали специфические особенности транспортировки и требования,
предъявляемые к автомобильному подвижному составу при перевозке зерновых культур. Это:
- изолированность груза от воздействия окружающей среды;
- большая грузоподъемность шасси и объем кузова;
- наличие упрощающих выгрузку механизмов.
Следствием стало выделение нового подвида грузовых автомобилей
– зерновозов. В зависимости от особенностей конструкции они делятся на такие группы:
- Бортовые зерновозы
– как правило, это штатные большегрузные грузовые автомобили с наращенными бортами для
увеличения рабочего объема. Для защиты от осадков, ультрафиолетового излучения и выветривания груза
кузова покрываются тентами. Малоэффективны из-за длительности и сложности разгрузки.
- Самосвальные зерновозы
– имеют большие тентованные кузова, оснащенные разгрузочными механизмами классической
конструкции или с боковой разгрузкой. Второй вариант компоновки значительно удобнее.
- Зерновозы-автопоезда
– представляют собой бортовой зерновоз или самосвальный с боковой разгрузкой, дополнительно
буксирующих прицеп-зерновоз.
Позволяют повысить грузоподъемность единицы подвижного состава до 40 т и больше, что привело к их
повсеместному распространению.
- Контейнерные зерновозы
– открытые (закрывающиеся) контейнеры, установленные на автомобильных грузовых платформах.
Удобны при выполнении мультимодальных перевозок, так как упрощают процесс погрузки автомобиля.
Выгрузка может осуществляться через люки в полу, боковые или задние стенки.
- Цистерны-зерновозы
– оснащены монолитной металлической емкостью, загружаемой и разгружаемой под давлением. Мало
распространены и применяются, чаще всего, при перевозке редких и дорогостоящих сортов для полного
исключения воздействия на груз внешних факторов.
От правильного выбора подвижного состава зависит не только успех
транспортного бизнеса, но и обеспечение безопасности перевозочного процесса. Он влияет на все звенья
логистической цепочки – от поставщика до конечного потребителя, поэтому должен осуществляться
грамотно и ответственно.